разные поколения

 У людей часто возникают вопросы, почему одно поколение не понимает или не ценит другое поколение. Почему раньше соблюдались традиции и почему они не соблюдаются сейчас. Почему личные отношения людей в современном мире стали «проектом на несколько лет», и куда делась «любовь до гроба». Приведу цитату из научной статьи  проф. д.м.н. В.В. Макарова, президента Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.              «Мы живём не только в эпоху бурных перемен, более того в наше время быстро меняются сами эпохи. Так активные ныне поколения жили в традиционном обществе, в современную эпоху, где процветает миф о науке, которая спасёт мир. Сейчас живём в новейшее время, где всё меняется, всё неопределённо.
         Давайте сравним эти три эпохи по нескольким, важным для психотерапии, параметрам. В традиционном обществе главными регуляторами жизни выступают моральные ценности; в современном – главное, – достижения; тогда как в новейшем – адаптация к постоянно изменяющимся условиям жизни.
В числе основных ценностей – стабильность, достоверность, приспособление. Отношение к новому: в традиционном обществе – негативное; в современном – позитивное, в новейшем избирательное. Особо ценятся: в традиционном обществе – следование традициям; в современном – достижения; в новейшем – адаптация. Главные признанные авторитеты: семья и религия, учителя и наука.
         В новейшее время формирование общественного мнения по мировоззренческим вопросам передано журналистам, телеведущим, кинозвездам, шоуменам и политикам, обслуживающим интересы власти. Медиократия — с одной стороны, это власть глобальных финансово-информационных конгломератов, владельцев масс-медиа; с другой стороны — власть усредненных стандартов культуры, унифицированных вкусов, чувств и мыслей, того, что составляет массовую культуру.                 Отношение к информации: в традиционном обществе- главенство старого, проверенного опытом; в современном – постоянный поиск и главенство нового; в новейшем – избыток информации, пресыщение ею и избегание бесполезной и даже вредной информации. Тип общества: для традиционной эпохи характерно общество накопления; для современной – общество потребления; для новейшей – общество мега-потребления. Образ жизни людей: живут на одном месте из поколения в поколение; переезжают несколько раз в жизни; в новейшем обществе – часто переезжают, меняя города и страны. Люди традиционного уклада редко путешествуют, современного – путешествуют часто; в новейшее время путешествия являются одной из важных составляющих жизни людей.
Значительные изменения претерпевает и семья. Традиционное общество проповедовало традиционную семью, в которой женщина знает только одного мужчину, а мужчина, в идеале, только одну женщину. Их родители соединяют их на всю жизнь. В современном обществе – главное любовь, пары соединяются и могут распадаться в связи с динамикой этого великого и очень хрупкого чувства. Преобладает патриархальная модель семьи. В новейшем обществе семья представляется одним из проектов жизни. Преобладает изменяющаяся модель семьи.
         Меняется и воспитание человека. В традиционном обществе человек рождался одним из многих детей, в большой семье, с большим количеством родственников. Он воспитывался прародителями, иногда посещал детские дошкольные учреждения. В школу поступал без подготовки, обучался на старых знаниях, рано начинал работать, часто наследуя профессию родителей, жил вместе с родителями и для родителей. Человек современного общества обычно рождается единственным ребёнком, в лучшем случае имеет одного сибса. Живёт в нуклеарной семье, где родители во многом живут для ребёнка, воспитывается в дошкольных детских учреждениях, в школу приходит подготовленным, обучается на основе современных, верифицированных знаний. После окончания школы получает дополнительное образование. Выбирает свою профессию, с целью преуспеть в ней. Родительский дом покидает сразу или через несколько лет после образования собственной семьёй. В новейшем обществе человек рождается в семье или вне её, от естественного или искусственного зачатия. Семья чаще является одним из нескольких семейных проектов родителей. У человека может быть только один из родителей. Воспитывается с няней и в дошкольных учреждениях. В школу приходит хорошо подготовленным. Обучается традиционным и новейшим знаниям. Получает хорошее образование после школы. Отделяется от родителей рано, часто достигая совершеннолетия. Дети и родители живут для себя, каждый своей жизнью. Завершив обучение, может длительно, путём проб и ошибок искать себя в профессии. Часто длительно не заводит семью, избегает дополнительной ответственности. Для человека традиционного общества мир стабилен и мало изменяем. Для человека современного общества многое происходящее в мире имеет научные обоснования. А то, что пока не доказано, будет доказано или опровергнуто новыми научными открытиями. Для человека новейшего времени – всё постоянно меняется, то, что сегодня кажется правильным, завтра окажется ложным, всё эфемерно, всё игра. Переживание счастья для человека традиционного общества во многом связано с достойным выполнением своего долга и позитивной его оценкой родителей и других авторитетных фигур. Для человека современного общества переживание счастья наступает при всё более полной самореализации. Для человека же новейшего общества переживание счастья часто связано со всё более успешной адаптацией к изменяющимся условиям жизни.          Таким образом, жизнь человека в обществе становится всё более сложной, требующей постоянной адаптации к нарастающему потоку изменений. Эти изменения связаны как с внешней социальной ситуацией, так и с внутренним миром человека.
     Как социальные условия жизни, так и внутренний мир современного человека зачастую представляют причудливую смесь фрагментов, относящихся к традиционному, современному и новейшему типу устройства общества.»   Для того чтобы искать компромиссы между людьми, необходимо понимать мировоззрения представителей разных эпох. Понять причины, почему одно поколение мыслило и мыслит так, а следующее иначе довольно сложно, это, вероятно задача философов и социологов.  Для обычного человека необходимо принимать факт, что каждое следующее поколение отрицает ценности предыдущего. Осуждать людей и переделывать из представителя новейшего времени в консервативного традиционалиста невозможно.      Главное это воспитание в самих людях, в детях, внуках  нравственного, толерантного человека,  уважающего  мнения других, независимо от политических, религиозных взглядов, национальности, цвета кожи и других особенностей. А компромисс между поколениями всегда можно найти, было бы желание.