Эдипов комплекс

Часть вторая. Эдипов комплекс

Публикую по частям статью проф. д.м.н. Б.Е. Егорова «Психоаналитические заметки о некоторых причинах заболеваний у детей»

«Эдипов комплекс». Прежде чем описать воздействие комплекса Эдипа на здоровье и самочувствие ребенка необходимо описать истинную легенду об Эдипе (Иллюстрированный Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.Е. Ефрона.- Современная версия. Том 16. Ц – Я. – М.: Изд-во Эксмо, ООО «Форум», 2007.- 256 с., ил.

Легенда об Эдипе.

«Эдип (Oedipus), Царь Фив, сын Лая и Иокасты. Оракул предсказал Лаю, что он умрет от руки своего сына, и потому Лай приказал выбросить новорожденного Эдипа; но пастух отнес мальчика в Коринф к царю Полибу, который воспитал его как родного сына, дав ему имя Эдип. Когда Эдип вырос, дельфийский оракул предсказал ему, что он убьёт своего отца и женится на своей матери. Избегая Полиба, которого считал своим отцом, Эдип отправился в Фивы. Дорогой он встретил Лая и убил его, т.е. своего отца. Явившись в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса, разгадав его загадку, за что Фивы избрали Эдипа своим царем, и он женился на вдове Лая, Иокасте, т.е. на своей матери. От нее он имел сыновей Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену. В наказание за такое преступление, хотя и бессознательное, боги послали на Фивы моровую язву и объявили, что язва не прекратиться, пока не будет изгнан убийца Лая. Узнав истину, Эдип в отчаянии ослепил себя, а Иокаста повесилась; затем несчастный покинул Фивы в сопровождении дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, около Афин, в храме Эриний, которые перед смертью примиряются с ним. Предание об Эдипе встречается у Гомера, Гезиода, киклических поэтов, развито трагиками, особенно Софоклом, также Эсхилом, Эврипидом».

Отдельно необходимо описать использование детей, особенно мальчиков, в противостоянии с мужем. Поскольку дети рождаются не как плод позитивных чувств, которые супруги испытывают друг к другу, а как закрепление в «стойле» мужа, то и контроль над сексуальными отношениями является полным со стороны супруги. Пока нет беременности, она вынуждена с «изменившимся лицом» терпеть мужа и его сексуальные претензии. Как только возникает беременность, отказ от сексуальной жизни происходит автоматически, иногда этот отказ сдабривается какими-то объяснениями, но чаще всего это аргументируется здоровьем, самочувствием или занятостью по хозяйству. Ребенок еще не появился, а уже многие жены прячутся в больницах на сохранении, приносят распоряжение об отказе мужу в сексуальной жизни от врачей, из интернета, от подружек и т.д. Особая форма – это жизнь в интернете и информация из него. Будучи дилетантом в области медицины, некоторые жены превращают интернет в область абсолютного знания и естественно, не видят объемный процесс познания в его многообразии, а концентрируются на отдельных деталях процесса. Естественно они побеждают любого человека, представляя ему информацию, касающуюся отдельной детали общего процесса.

Победив в своей правоте в отдельной детали, жены автоматически переносят эту победу на общий процесс и тем самым для окружающих доказывают, что врачи не правы, а права она, потому, что она победила в отдельной детали общего процесса. Довольно простой вариант доказательства собственной правоты и называется в формальной логике – софизмом или интеллектуальным мошенничеством. Софизм или интеллектуальное мошенничество очень часто применяется женами с огромным эмоциональным содержанием и желанием доказать окружающим, включая мужа и родственников, что она всегда права. Поскольку процесс доказательства не правоты мужа чередуется с хорошей эмоциональной памятью женщины на обиду, то естественно муж может не помнить ситуацию давнего времени, и соглашается с женой, что ей и нужно. За время, в течение которого существует семья, набирается достаточно случаев, когда муж бывает не прав. Но также бывает достаточно случаев, когда и жена бывает не права. Но в одном случае (жена), это собирает и складирует вместе, а потом обрушивает как доказательство на мужа, а в другом случае (муж), это не считается необходимым и сохраняет только отдельные воспоминания без эмоционального содержания. Естественно, что под лавиной доказательств, никакой муж не выдерживает и либо замолкает, либо пытается что-то сказать и опять встречается с лавиной эмоциональных «доказательств». Это софизм или интеллектуальное мошенничество, которым очень часто пользуется жена, чтобы снять с себя ответственность и чувство вины за то, что сделала. Мальчик плохо спит, его надо положить с собой и он засыпает рядом с мамой. Вырабатывается условный рефлекс у ребенка, который закрепляется и становится основой для исполнения. Если в этот момент побеждает нормативная точка зрения, что ребенок должен спать отдельно в своей кроватке, то мать поощряет мальчика или девочку на нестерпимые крики, так, что опять ребенок оказывается в родительской постели и надолго. Выкладывая ребенка рядом с собой, мать-жена показывает мужу, что место занято. Этим самым возбуждая, иногда сознательно, а чаще бессознательно, чувство конкуренции у мужа. Муж начинает раздражаться, доказывать, что это неправильно, что ребенок должен спать отдельно от родителей или от матери. А ребенок орет и орет, мешая всем спать. Мужу завтра на работу, а ребенок орет, даже не кричит, а орет. В конце концов, муж не выдерживает и соглашается на третьего человека в постели. В этой ситуации бывают вариации, на тему ребенок спит с матерью. Муж не выдерживает и уходит в соседнюю комнату или на соседнюю кровать. Так закладываются первые противоречия и основы противоборства между ребенком и отцом. Ребенок не понимает, почему самый близкий человек-отец уходит спать в другое место. Значит, он его бросает и не хочет его видеть. Возникает напряженность в бессознательном ребенка, которая начинает свою разрушающее действие в соматической сфере ребенка. Одновременно мать обвиняет отца в том, что он что-то неправильно делает при общении с ребенком, возбуждая еще большее чувство вины у отца. В день это происходит по несколько раз, и таким образом формируется отчуждение детей от отца. Если отец занимается работой, то она позволяет отвлечься от напряженности в семье и сбросить эмоции в работе, сохраняя внутреннее равновесие, Однако, как только жена чувствует, что муж удаляется психологически и не включается эмоционально, тут же следует обвинение, что он не занимается детьми. Муж-отец слабо сопротивляется, заявляя, что ему не дают заниматься. На что получает ответ: что ему не нужны дети, что он черствый и никчемный человек и т.д. В ответ муж-отец пытается заниматься детьми, и опять отрицательная оценка его деятельности, и так до бесконечности. Мужчины не выдерживают и уходят. Виноват муж-отец, бросил семью. Сначала муж-отец уходит к маме или к другу, или в гостиницу, а потом к другой женщине, иногда он остается принципиально одиноким, или уходит в гомосексуальные отношения, но там гротескно продолжается то же самое. Кто-то играет роль женщины, со всеми вытекающими последствиями, кто-то играет роль мужчины, со всеми обязательствами. Закон парности никто не отменял. Природа нас создала разнополыми, для лучшего обмена генетическим содержанием и формирования разнообразия человечества. В любой системе социальных отношений, кто-то играет роль женщины, кто-то играет роль мужчины. Они вместе взаимодополняют друг друга, помогая выжить и воспитать потомство. Однако борьба женщины за главенство в семье продолжается не одно тысячелетие и жертвами этой борьбы являются дети, как самые приближенные к женщине-матери. Возникают созависимые отношения между матерью и детьми. По исследованиям некоторых ученых (Т.В. Агибалова, В.Д. Москаленко, А.В. Меринов, Т.В. Эм, и др.), созависимые отношения – это коалиционные отношения, неизменные в любой жизненной ситуации. Сделав другого человека побежденным, подчинившимся, соглашающимся, беспомощным, власть при этом оказывается только у доминанта, а ответственность за жизнеобеспечение обоих возлагается на подчиняемого человека. Созависимые отношения поддерживаются, когда один человек пытается контролировать поведение другого, теряя контроль над собственным поведением. Потеряв контроль над собственным поведением, мать в отношении ребенка начинает наслаивать одни ошибки на другие, формируется лавина ошибочного поведения, которое неизменно заканчивается разрушением соматической сферы ребенка. Эдипов комплекс укрепляет симбиотические связи мать ребенок, и тем самым блокирует автоматизм соматической сферы ребенка и делает его абсолютно зависимым от негативноговлияния матери.

Комплекс Эдипов. – «Упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. В своей так называемой позитивной форме этот комплекс развертывается так же, как история царя Эдипа, и предполагает желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. По Фрейду, Эдипов комплекс достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами, в фаллической фазе; его угасание наблюдается при наступлении латентного периода. В пубертатный период наблюдается возрождение Эдипова комплекса, который преодолевается тем или иным выбором объекта. Психоаналитики видят в нем опору всей психопатологии и стремятся выявить своеобразие его возникновения и его устранения для каждого вида патологии» (Лапланш Ж., Понталис Ж.).

Между тремя и пятью годами в фаллической стадии развития ребенка, Эдипов комплекс достигает своей высшей точки и наносит, именно в этом возрасте, сокрушительный удар по соматической сфере ребенка. В реальности происходит следующее: мать при помощи манипуляций, шантажных отношений и использования инструмента воздействия (ребенка), изгоняет из собственной постели мужа-отца ребенка. Ребенок-мальчик, чувствуя превосходство перед отцом, пытается доминировать в их отношениях, за что и получает от отца наказание. Мать-жена, видя этот негатив в отношении ребенка, получает обоснование своего негативного воздействия на мужа. Напряженность в семье растет. Напряженность внутри психической сферы ребенка достигает своей высшей точки и переключается на соматическую сферу. Заместив рядом с матерью своего отца, мальчик должен выполнять все функции, которые до этого нес на себе отец мальчика и муж. На деле выясняется, что мальчик ничего не может, поскольку он маленький, и естественно, ощущает комплекс неполноценности и невозможность выполнения мужской нагрузки. В то же время мать-жена продолжает негативно оценивать мужа-отца ребенка, что полностью отражается на психической и соматической сфере ребенка.